Может ли мода быть экологичной?

eco1

Очень часто можно услышать «экология бизнеса», «экологичные отношения», а что такое «экологичная мода»? Это платья из органических льна или конопли? Близко, но не совсем так.

В последнее время люди осознанней стали относиться к покупке одежды, обращая внимание на то, где изготовлена вещь. С чем это связано?

Многие наслышаны про нашумевшие истории из Бангладеша о крушении нескольких фабрик. Сотни погибших, большая часть из них – женщины и молоденькие девочки, которые зарабатывали на жизнь в условиях каторжного труда, отшивая для многих западных производителей fast fashion.

Это событие стало толчком для информационных кампаний в соцсетях и медиа о том, какой ценой достигается дешевизна этих «подражателей подиума». В частности, активисты организации Fashion Revolution проводят кампанию под названием «Кто сделал мою одежду» (в оригинале — Who made my clothes), чтобы мотивировать бренды раскрывать в каких условиях изготавливаются продаваемые вещи.

Кроме этических соображений, в этом моменте есть и экономическая составляющая. Покупая вещи, например, произведенные в Италии, таким образом пытаются поддержать местное производство и нишевые бренды.

С другой стороны, модная индустрия остается второй по уровню загрязнения окружающей среды, сразу после нефтяной промышленности. По неутешительным прогнозам ООН, к 2030 году 40 процентам населения грозит нехватка питьевой воды, и винить в этом стоит прежде всего стремительно развивающийся fast fashion. За даными World Resources Institute, для изготовления одной хлопковой футболки необходимо 2 700 литров воды. Приблизительно столько же человек потребляет на протяжении 2,5 лет.

В Средней Азии, например, выращивание хлопка стало одной из причин осушения рек Амударья и Сырдарья. В Индии или Африке воды не хватает даже для обеспечения ежедневных потребностей людей.

По подсчетам легендарного производителя джинсовой одежды американской компании Levis, на полный цикл жизни 501 модели джинсов — от выращивания хлопка и к дальнейшему стирки при ношении — идет 3781 литр воды. Бренд разработал собственную технологию уменьшения применения воды в производстве, а также поощряет использование переработанного коттона.

Однако есть и позитивные моменты: согласно опросам, уже 64 % миллениалов выбирают экологичные бренды.

Из таких производителей быстрой моды выгодно отличается H&M, который то проводит компанию с MIA «REWEAR IT» и собирает 1000 тонн ненужной или изношенной одежды от своих клиентов для последующей переработки.

https://www.youtube.com/watch?v=f7MskKkn2Jg

То открывает пункты ремонта одежды, призывая покупателей продлевать срок службы.

Похожие кампании проводили и другие производители масс-маркета: Levi’s «Waterless», Uniqlo «Recycle», Marks & Spencer «Plan A», Zara «Eco Warning» и «Toxic-free». Расчет игроков рынка прост: потребителю, покупающему новую одежду экологически дружественных брендов, приятно понимать, что он делает что-то хорошее. Не только для себя и своего гардероба, но и для природы. Это может стать дополнительным стимулом для покупки.

Вместе с тем, многие экоактивисты считают, что перерабатывается какой-то мизерный процент и такие акции производителей — это «инструмент маркетинга, направленный на привлечение клиентов и увеличение сбыта новой продукции». Как аргумент указывают, что очень много одежды сжигается (по данным за 2016 год,  H&M сожгла 19 тонн одежды в шведских муниципальных отопительных системах). В самой компании пояснили, что речь идет лишь о тех товарах, который пострадали при транспортировке, от воды и плесени или из-за высокого содержания химикатов.

Шведский гигант ранее заявил, что через два года — к 2020-му — прекратит использование опасных для здоровья химикатов. Пока же их использование вызывает тревогу властей. «Первый вопрос, который у меня возникает, это почему в продукции такое высокое содержание химикатов, что их невозможно продать», — сказала министр окружающей среды Швеции Каролина Скуг.

О необходимости защиты окружающей среды от перепроизводства одежды стали заявлять и дизайнеры высоких домов моды, то есть те, кто в определенной степени за это ответственны.

То Альбер Эльбаз выступит с речью о том, что в индустрии стало всего слишком много — брендов, коллекций, вещей, то креативный директор Balenciaga Демна Гвасалия, говорит о том, что рынок не нуждается в таком количестве одежды и нужно что-то поменять, найти новые механизмы работы, ведь много денег тратится на производство всей этой ненужной одежды. А британский дизайнер Джонатан Андерсон считает, что «мы потребляем слишком много, и это не приносит пользу обществу».

Стелла Маккартни и Вивьен Вествуд уже давно известны своей «активной зеленой позицией», говорят об этих проблемах и внедряют технологии, безопасные для окружающей среды.

Eco-03

Образовательные платформы (London Collage of Fashion on Future Learn) вводят курсы: «Fashion and Sustainability: Understanding Luxury Fashion in a Changing World» (Мода и устойчивое развитие: понимание роскошной моды в меняющемся мире).

Какие же принципы экологичности моды и одежды в частности? Вот некоторые из них:

  1. Борьба с быстрой, дешевой модой и нарушениями принципов потребления моды
    2. Защита условий труда и прав работников, справедливая заработная плата
    3. Поддержка устойчивых средств к существованию
    4. Исключение из производства токсичных пестицидов и использования химикатов
    5. Использование и / или разработка экологически эффективных тканей и компонентов
    6. Минимизация использования воды
    7. Вторичная переработка и внедрение решений в области энергоэффективности и утилизации
    8. Развитие и внедрение стандартов устойчивости в моде
    9. Обучение и / или информационно-просветительские инициативы по повышению сознательности потребления моды и защиты окружающей среды
    10. Защита прав животных

В Украине тему осознанного потребления поднимали Татьяна Соловей, обозреватель отдела моды и ювелирных украшений Vogue Ukraine, представитель Fashion Revolution в Украине, социальные предприниматели – учредители Благотворительных магазинов «Ласка» и др.

Что может сделать каждый из нас по моему мнению:

  • покупать меньше, выбирать тщательнее, что связано с изменением философии потребления;
  • покупать не новое (привет секонды, барахолки, комиссионки);
  • бережнее относится к вещам, ремонтировать их, продлевая срок службы;
  • отдавать ненужные вещи на переработку или в благотворительные магазины.

Многие скажут, что это все бессмысленно и польза от этих усилий мизерная, но как сказал Стивен Кови: есть Круг влияния и Круг забот (беспокойства) — то что нам не подконтрольно и мы не можем влиять. Поэтому я думаю нужно быть проактивным и фокусировать усилия, энергию в Круге СВОЕГО влияния.

Будьте стильными и счастливыми!

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s